За труд, за честь, за преданность профессии

За труд, за честь, за преданность профессии
За 16 лет работы на Александровском опытном заводе строительных материалов (в простонародье – кирпичный) Кашифа Аптулаева получила множество благодарностей, грамот и денежных поощрений за высокие показатели труда, ей было присвоено звание «Ударник коммунистического труда», не раз ее признавали лучшим работником предприятия и ее портрет украшал заводскую Доску почета.

В коллективе скромную, спокойную, бесконфликтную и очень трудолюбивую Кашифу ценили и уважали. Любую порученную работу она выполняла тщательно и качественно. Про таких говорят – универсальный работник. И она действительно дело свое знала и, наверное, любила. Хотя сложно представить, как эта маленькая женщина изо дня в день могла выдерживать тяжелые физические нагрузки, с которыми порой не каждый здоровый мужчина мог справиться.

Сама Кашифа Аптульмановна объясняет это по-простому: «Куда деваться, жизнь заставляла». Да, судьба не баловала эту женщину и с самого детства, словно испытывала ее на прочность.
Родилась Кашифа Аптулаева в деревне Марый Текаш Елабужского района Татарской АССР. В то время жизнь в маленьких деревнях была, как говорится, «не сахар». Взрослые работали за трудодни в колхозах и совхозах, детей тоже рано приобщали к труду (нужно было помогать родителям по хозяйству), одежды не хватало (младшие донашивали за старшими, женщины перешивали старые вещи и т.д.), из обуви в основном были только лапти. А когда началась Великая Отечественная война, и без того нелегкая жизнь деревенских обитателей усугубилась.

В июле 1941 года Кашифе исполнилось шесть лет. Ее отца, как лучшего работника в совхозе, на фронт не отпустили. Но Кашифа очень хорошо помнит, как всей деревней со слезами провожали мужчин на войну, как было страшно от безысходности и неизвестности. Помнит и то, как охватывало всех общее горе, если вдруг кто-то из женщин получал похоронку. Как и все дети той военной поры, она помогала взрослым, работала на полях. Весной приходилось вручную перекапывать те участки земли, которые не смог пропахать тракторист. Летом прополка от сорняков, чтобы урожай не погиб, а то, что собирали осенью, большей частью отправлялось на фронт. Все пережила Кашифа – и голод, и холод, и нужду, и страх. Наверное, именно это тяжелое время и закалило ее характер, научило терпеть и бороться с трудностями самостоятельно, не надеясь ни на кого.

В 28 лет она вышла замуж и уехала из родной деревни в Елабугу, вскоре родился сын. Казалось бы, жизнь налаживалась, но и здесь судьба решила не давать молодой женщине никаких поблажек. Муж оказался настоящим тираном. Когда сыну исполнилось 9 лет Кашифа, наспех собрав самые необходимые вещи себе и ребенку, сбежала из дома. Благо старая знакомая из деревни оставила Кашифе свой новый адрес – Александровск, Пермская область. Так, сбегая от постоянных скандалов, пьяных дебошей мужа и побоев, Кашифа приехала на Урал.

Прибыв в Александровск, Кашифа Аптулаева на следующий же день отправилась искать работу, сидеть «на шее» у своей знакомой она не собиралась, нужно было где-то и на что-то жить. На Александровском машиностроительном заводе ее готовы были сразу же принять, но только с жильем была проблема – женщине с ребенком не смогли предоставить даже угол.

В отделе кадров ей посоветовали пойти в СМУ или на кирпичный завод. Где в незнакомом городе искать контору СМУ, Кашифа не знала, а вот кирпичный завод оказался недалеко. Здесь ей сразу же предоставили и работу, и комнату в бараке. Теперь у нее с сыном была крыша над головой и не беда, что в комнате не было ни мебели, ни посуды, а первое время приходилось есть одни консервы, которыми Кашифа запаслась втайне от мужа, когда готовилась к побегу. И тяжелая физическая работа ее тоже не испугала.

Начинала она с уборщицы шамота, который нужно было доставать из печи и вновь отправлять в производство (он шел, как добавка для нового кирпича). Была зольщиком сушильной камеры, которую нужно было каждый раз выметать дочиста, после того как просушится кирпич, а все обломки и брак сгружать на тележку и отправлять на улицу для утилизации. Работала транспортировщиком – доставляла кирпич из сушилки на садку. Но, наверное, наиболее тяжело пришлось Кашифе Аптулаевой, когда она была садчиком. Кирпичные заготовки нужно было правильно уложить на вагоне, чтобы потом отправить их в печь.

— Один сырой кирпич весит четыре килограмма, — вспоминает Кашифа Аптульмановна.
– Берешь в каждую руку по такому кирпичу и укладываешь на вагон. Пока весь уложишь, сколько килограмм перекидаешь! А работать нужно быстро, чтобы никого не задерживать и норму успеть выполнить. В то время наш кирпич всем был нужен. Каждый день у проходной завода очередь из грузовых машин выстраивалась, водители приезжали с вечера, ночевали в машинах, лишь бы быстрее загрузиться. А мы работали в три смены, порой вызывали даже на выходных. Конечно, работа тяжелая, но я привыкла. Да, пока молодая была, не так заметно было, уставала меньше. Это сейчас, в свои 85 лет, я с трудом полкирпича поднять смогу, силы уже не те. И ноги болят.
Нет, Кашифа Аптульмановна не жалуется, несмотря ни на что, она осталась жизнерадостным и добрым человеком. Просто с некоторой долей грусти вспоминает то время, когда кирпичный завод стал не просто местом спасения для нее, но и родным предприятием, которого теперь, к сожалению, нет.

Ирина АТЕПАЕВА
14:25
802
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...